Серф-рок | |
Направление: | |
---|---|
Истоки: | пляжи Калифорнии |
Место и время возникновения: | конец 50-х, Калифорния |
Годы расцвета: | 60-е, 90-е |
Поджанры: | |
surf-revival, pop-surf, indie-surf, horror-surf | |
Родственные: | |
Сёрф (сёрф-рок, сёрф-поп, англ. surf rock, surf pop, surf music) — популярная американская музыка начала 60-х годов XX века, изначально пляжная, то есть для курортников и особенно для сёрферов. Музыка преимущественно инструментальная, началом сёрфа считается оригинальный гитарный стиль Дика Дейла (англ. Dick Dale), с которого всё и началось. Первоначально базирующийся на простых циклических мелодических рисунках, сёрф постепенно становился всё значительнее в музыкальном плане. Благодаря тому же Дику Дэйлу и The Ventures, сёрф совершенствовался и достиг определённых успехов в 60-х. Затем последовали годы сёрф-застоя, когда даже родоначальники жанра (вкл. The Beach Boys) отходили от сёрф-рока.
Однако в 90-х в Америке родился стиль сёрф-ревайвл (surf-revival). Интерес к сёрфу значительно повысился: появляются новые группы, динозавры сёрфа записывают новые, превосходно звучащие альбомы. Меняется стилистика сёрфа. Некоторые сдвиги наметились еще в 60-х, когда группа The Trashmen переключилась с традиционной сёрф-тематики (пляжи, машины, девушки) на космические темы — жизнь на других планетах, пришельцы и так далее. Именно этот элемент сёрфа охотно подхватили сразу ряд современных сёрф-групп — Man or Astro-Man?, Los Straitjackets, Shadowy man on a shadowy planet.
Популярность сёрфа
Этот специфичный инструментальный стиль широко популярен в узких кругах поклонников. Подчас этим объясняется и то, что стиль в 60-х практичечски не выходил за пределы штата Калифорния. Также сёрф всегда считался чисто американской музыкой, и едва ли найдётся преуспевающая, скажем, английская сёрф-команда. В 90-х годах сёрф снова стал популярен, причем эта популярность грозила затмить популярность сёрфа 60-х. Многочисленные группы прорвались на инди-сцену, что дало сёрфу более широкую аудиторию. Так, группа Man or Astro-Man? считается значительным явлением также и в инди-кругах. Группа придерживается классических сёрф-канонов в музыке, однако часто экспериментирует с лирикой. Музыка группы, по существу инструментальная, периодически выдерживает вкрапления в виде речитативов и куплетов о жизни Космоса, магии внеземных цивилизаций.
Существенное влияние на популярность сёрфа оказал фильм Криминальное чтиво режиссёра — Квентина Тарантино 1994 года. Тематика и смысловая нагруженность к сёрфу не имели никакого отношения, однако режиссёр вставил в фильм несколько сёрф-шлягеров. Во многом благодаря этим песням Тарантино был признан мастером подбора нужного звукового ряда к своим и без того гениальным творениям. В фильм вошли композиции: Misirlou — Dick Dale, Bustin Surfboards — The Tornadoes, Bullwinkle Part II — The Centurians, Comanche — The Revels. Абсолютным хитом стала композиция Surf Rider в исполнении группы The Lively Ones (оригинал композиции был записан группой The Ventures), которая играет на последних минутах картины и титрах. Все мелодии, взятые Тарантино, родом из 60-х и являются абсолютными хитами в сёрф-мире.
Последнее время популярность сёрфа снова стала уделом узких кругов, хотя большинство групп, блеснувших в 90-х, продолжают выступать.
В России сёрф впервые зазвучал в конце 60-х в исполнении группы Поющие гитары, но впоследствии надолго был забыт и снова появился в 2000-х с появлением Messer Chups, вскоре после образования ушедших от электронной сэмплоделики к живому сёрф-звучанию.
Комментариев нет:
Отправить комментарий