Выпуск № 190 от 09.10.2009 - Молитва для кларнета
Первый концерт крупного международного тура всемирно известный кларнетист Гиора Фейдман сыграл в Большом зале петербургской Филармонии. Многие знают его в основном как одного из авторов музыки к оскароносному фильму «Список Шиндлера»
Полина ВИНОГРАДОВА
Этот человек родился в Кишиневе, юность провел в Аргентине, много лет жил в Израиле. Здесь давал совместные концерты с палестинскими музыкантами и играл в Израильском филармоническом оркестре, стремясь использовать свой талант только во имя перемирия и согласия. Сегодня он живет в Нью-Йорке и продолжает верить, что одаренный человек всегда несет бремя ответственности. «Способности даются свыше тем, кто может сделать мир хотя бы немного светлее», – не устает повторять музыкант с еврейским именем, молдавской кровью, аргентинским темпераментом, американской пропиской и неизменным клезмерским кларнетом в руках.
Мастерское владение этим инструментом, переданное по наследству родителями, которые также развивали традиции клезмерской музыки, Гиора Фейдман продемонстрировал на петербургском концерте в сопровождении камерного оркестра «Виртуозы Москвы» под управлением дирижера Аркадия Берина. В таком же составе далее маэстро посетит города Германии, Кишинев, Одессу, Ростов-на-Дону, Киев. Завершится масштабное турне 21 февраля в Харьковском театре оперы и балета.
Музыкальная программа будет во всех городах одинаковая. Но в Петербурге музыканты позволили себе немного изменить репертуар и добавили в афишу номера из балетной сюиты Андрея Петрова (концерт проходил в рамках III Всероссийского фестиваля, носящего имя композитора). Название произведения «Сотворение мира», прозвучавшего увертюрой концерта, могло бы стать и его девизом. «Создать мир без войны и жестокости, хотя бы намекнуть мелодией кларнета на эту возможность и с помощью музыки заставить людей усомниться в необходимости противостояния», – примерно такие слова Гиора Фейдман постоянно говорит журналистам, ничуть не боясь выглядеть наивным. Действительно, есть что-то детское, мальчишеское в том, как этот пожилой мужчина в элегантном костюме бережно держит кларнет, неуклюже пританцовывает в такт музыке и горбится, играя длинные соло.
Большинство сыгранных сочинений написаны композиторами, российской публике мало знакомыми: Ора Бат Хаим, Авраам Идельсон («Хава Нагила»), Гиль Алдема («Хасидские настроения»), Сергей Абир («Нигун»). Оттенки, нюансы и ритмы традиционных мелодий заключены в строгую симфоническую форму, и, на первый взгляд, произведения кажутся ближе классической музыке. Но лейтмотив, главная мелодия, которую всегда четко выводит кларнет и иногда подхватывает оркестр, все-таки отсылают к народным мотивам и ярким краскам Земли обетованной.
Заканчивая первое отделение, Гиора Фейдман исполнил «Молитву» собственного сочинения (слагать свои молитвы – одна из способностей кларнетиста). Его кларнет издает звуки, похожие на боевой клич, однако не в бой призывает, но утверждает перемирие. Второе отделение сложилось из популярных мелодий. В начале – тема из музыки фильма «Список Шиндлера», которую Джон Уильямс писал при участии Гиоры Фейдмана. Задорно и легко прозвучала Libertango Астора Пьяццоллы и, наконец, еще более озорная и радостная сюита из «Порги и Бесс» Джорджа Гершвина.
В общем Гиора Фейдман заряжает зрителей оптимизмом человека, который никогда не сдается. Таким и должен быть музыкант, убежденный, что идеальный мир похож на оркестр, где нет деления на первую и вторую скрипки, главные и второстепенные голоса. Это просто общий оркестр, где нашлось место и его кларнету.
Комментариев нет:
Отправить комментарий